Жители Югры всё активнее читают произведения начинающих авторов на самиздат-площадках — число пользователей таких сервисов за год выросло на 29%. На фоне бурного роста самиздат-платформ классические сервисы электронных библиотек тоже показывают хорошую динамику – по этому показателю Югра входит в топ 15 российских регионов. К такому выводу пришли аналитики Yota на основе обезличенных данных за первый квартал 2024 и 2025 годов.
В целом число пользователей онлайн-сервисов для чтения книг выросло на 10% за год. При этом львиную долю прироста обеспечили именно самиздат-площадки — на них пришлось 78% новых читателей, тогда как классические электронные библиотеки привлекли лишь 7%.
Динамика потребления интернет-трафика также говорит в пользу сервисов для начинающих авторов — за год объем данных, потребляемых пользователями самиздат-сервисов в Югре, вырос на 71%, в то время как трафик классических книжных платформ cнизился на 3%. Показательна статистика по времени, проведенному на ресурсах: у самиздат-площадок этот показатель вырос на 13%, а у традиционных сервисов остался на уровне прошлого года.
Онлайн-самиздат позволяет авторам публиковать свои произведения на платформе и продавать их читателям напрямую, минуя традиционные издательства. Зачастую на таких площадках размещается жанровая литература: фантастика, фэнтези или романтическая проза.
Наиболее активные пользователи самиздат-сервисов в Ханты-Мансийском автономном округе — люди 36-45 лет — на них приходится 31% трафика и треть всей аудитории таких платформ. А самый значительный рост показала возрастная категория 56+ — такие читатели вдвое увеличили объем потребляемого ими трафика в 2,3 раза приросли по количеству пользователей.
По России основной аудиторией традиционных онлайн-библиотек являются россияне 26-45 лет — 60% пользователей и генерируют такую же долю трафика. Интересно, что классические сервисы чаще выбирают женщины (52%), а самиздат-площадки предпочитают мужчины (также 52%).
Больше всего самиздат-сервисами пользуются жители Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Югра входит в топ-30 по активности (среднему трафику на пользователя).
В МегаФоне подтвердили, что жители ХМАО стали чаще заходить на книжные онлайн-площадки – за 1 квартал текущего года интерес к таким ресурсам вырос на 18% в сравнении с аналогичным периодом 2024-го. Чаще всего югорчане читают литературные произведения по будням, а в выходные интерес снижается на 9% по сравнению со среднедневными значениями.
Источник фото: Диана Павленко (МегаФон)