По прогнозам ВТБ, в этом году доля кредитных сделок на авторынке увеличится наполовину и приблизится к рекордным 24%. Наибольший рост произойдет в сегменте новых машин, где в рамках автокредитования могут быть проданы до 70% машин. Несмотря на сохраняющуюся высокую ключевую ставку ЦБ РФ, стимулировать спрос будут совместные программы банков и автопроизводителей, а также господдержка.
«На фоне постепенного восстановления авторынка и комплексной поддержки заемщиков в прошлом году доля кредитных продаж на рынке новых авто превысила рекордные 50%. Мы ожидаем, что в этом году рекорд будет обновлен, несмотря на ужесточившуюся политику регулятора и увеличившиеся ставки по базовым программам банков. Уже по итогам первого квартала доля кредитных продаж существенно выросла, и прежде всего – по новым автомобилям, превысив 65%. Конечно, сегмент «разогрелся» из-за ожидаемого роста цен с 1 апреля, и в ближайшее время темпы роста нормализуются. Тем не менее, по нашей оценке, высокий спрос заёмщиков на автокредитование обеспечат совместные программы банков и производителей и господдержка», - прокомментировал вице-президент, начальник управления организации партнерских продаж авто ВТБ Владимир Высоцкий.
В ВТБ за январь-февраль автокредиты получили 48,5 тысяч заемщиков, а общий объем сделок составил 64 млрд рублей. Это в 4,4 раза по количеству и в 4,8 раза по объему превышает результат первых двух месяцев 2023 года. В целом по итогам первого квартала спрос на автокредиты среди клиентов банка превысил 120 млрд рублей.
По данным ВТБ, на фоне роста цен на машины продолжает увеличиваться и средняя сумма одного автокредита. По итогам марта на первичном рынке она составила 1,4 млн рублей (+ 5,2% к результату февраля). На рынке авто с пробегом средний «чек» достиг 1,55 млн рублей, увеличившись за месяц на 7%. Одновременно банк фиксирует «удлинение» сроков автокредитов. По итогам первого квартала почти каждый второй кредит на покупку машины клиенты оформили на максимальный срок – 7 лет. По сравнению с 2023 годом доля таких кредитов выросла почти на 9 пп, примерно сопоставимо сократилась доля пятилетних автокредитов. Такую динамику ВТБ связывает со стремлением заемщиков получить более низкий платеж на фоне высокой ключевой ставки и стоимости автомобилей.