По данным ВТБ и «Открытие Авто», декабрь стал самым успешным месяцем года для российского авторынка (128,9 тысячи автомобилей). Итоговый результат за 12 месяцев оказался выше прошлогоднего на 440 тысяч сделок и составил 1,13 миллиона легковых и LCV автомобилей. В 2024 году с учетом амбициозных планов дистрибьюторов могло бы состоятся порядка двух миллионов сделок, однако увеличившиеся ставки автокредитования и продолжающийся рост стоимости машин едва ли позволит рынку подняться выше 1,4-1,5 млн штук.
Инфляционные ожидания, активность китайских марок и желание дилеров закрыть планы с хорошими показателями позволили декабрю стать самым «урожайным» месяцем 2023 года. Свою роль сыграли и годовые финансовые премии клиентов. Дилеры отмечали, что немало покупателей приходило в автосалоны с наличными. Таким образом, за исключением ноября, вся вторая половина года оказалась для нашего рынка относительно успешной, несмотря на сложности. Еще более высоким объемам бизнеса в масштабах года помешал отнюдь не недостаток машин, а цены, которые скорректировались вследствие переоценки курса рубля и повышения ставок утилизационного сбора.
Покупателей нашли 128 930 автомобилей с учетом параллельного импорта, на 9% больше, чем в ноябре. Итог года – 1,13 миллиона машин (+58% или +440 тысяч автомобилей) к провальному 2022 г. (687,4 тысячи машин).
В зачете марок ведущую роль в развитии рынка традиционно обеспечил АвтоВАЗ. Несмотря на то, что Lada не смогла выполнить первоначальный годовой план, 352,6 тысячи машин, отгруженных дилерам, в нынешних условиях можно считать успехом. Прирост продаж относительно 2022 года составил 87%, относительно 2021 – 1%.
По Granta в 2023 году был поставлен рекорд продаж в 206,1 тысячи машин. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Яркий успех в продажах продемонстрировали и отечественное семейство вседорожников Niva – 92 тысячи (+137%). В противовес продажи Vesta, составлявшие в лучшем для нее 2021 году 113 тысяч штук, в 2023 оказались скромными - всего 49,3 тысячи. Столько машин АвтоВАЗ отгрузил салонам. Реальных же покупателей успели обрести 41,2 тысячи а/м.
Относительно высоким ежемесячным уровнем сбыта (2,4 тысячи машин в декабре, +26% к ноябрю) могли порадоваться продавцы «Москвичей». Роль сыграли скидки до 490 тысяч и появление второй модели в семействе. Если бы тех же темпов марка придерживалась и раньше, она вполне могла бы рассчитывать на то, что обнародованные планы продаж на 2023 год (сначала 40 тысяч, а позже 27 тысяч «штук») оказались бы реализованы. Однако по отчетам дистрибьютора за 12 месяцев дилерам было продано 15 тысяч машин, из которых до конечных покупателей добралось 13 тысяч.
УАЗ, ГАЗ, «Соллерс» и Evolute реализовали за прошедший год суммарно порядка 104 тысяч машин. В целом за отечественными брендами по итогам года 470 тысяч сделок или 42% рынка.
По итогам года благодаря параллельному импорту в десятке ведущих иностранных брендов, помимо китайских марок, удалось удержаться KIA (34 тысячи а/м), Hyundai (26 тысяч) и Toyota (22 тысячи). Все продемонстрировали двузначное падение продаж относительно прошлого года. Однако уже в декабре, помимо отечественных и китайских марок, место удалось сохранить лишь еще одному «иностранцу» – Kia (1,8 тысячи а/м). В 2024 году топ-10, наверняка, покинет и он.
«При сохранении нынешних экономических условий традиционное оживление рынка начнется в весенние месяцы. Продавцы будут мотивировать покупателей к сделке аргументами про подорожание. На самих дилеров будут давить новые амбициозные планы дистрибьюторов», - отметил вице президент ВТБ, начальник управления партнёрских продаж авто Владимир Высоцкий.
Эксперты группы ВТБ отметили, что в совокупности китайские марки планируют реализовать на российском авторынке порядка 1,25 млн автомобилей. АвтоВАЗ, в свою очередь, хотел бы продать полмиллиона машин. Естественно, что не останутся в стороне ГАЗ, УАЗ, «Москвич» и «Соллерс». Возьмут свое и те, кто продолжит ввозить машины по параллельному импорту. При реализации всех этих планов, российский авторынок мог бы приблизиться к двум миллионам штук. Однако увеличившиеся ставки автокредитования и продолжающийся рост стоимости машин едва ли позволит ему подняться выше 1,4-1,5 миллиона сделок. В то же время AEB прогнозирует рост рынка на 15% или до 1,3 миллиона штук.
Источник изображения: mag.auto3n.ru