11:30
+19 C°
Пробки:   1
$
64.4711
71.5307

Почему Tesla скоро «убьют» и кто это сделает?

1 августа 2019 года
1765
Почему Tesla скоро «убьют» и кто это сделает?

Компания Tesla, несмотря на все негативные прогнозы сегодня является лидером по продаже электромобилей. Однако ряд предпосылок говорит о скорой кончине бренда. Почему это произойдет и кто все-таки станет «убийцей» детища Илона Маска? 
 
Компания Tesla с самого начала существования привлекала к себе внимание. Частично благодаря своему основателю, частично благодаря ярким заявлениям и отличному маркетингу. И хотя первый опыт оказался неудачным и компания практически обанкротилась, в итоге большие автопроизводители увидели в этом потенциал и поддержали финансами и технологиями интересное для них направление развития автомобилей. И в итоге получилась Tesla Model S, совместившая в себе технологии электромобиля и привычные проверенные временем элементы от таких гигантов автопрома, как Mercedes. В сочетании с сетью фирменных зарядных станций она быстро завоевала сердца американцев и европейцев. Продажи росли, но… росли и убытки, достигнув в 2018 году одного миллиарда долларов!  
 
Как же так? Все просто — в проекте «Тесла» очень много денег тратится на разработки, маркетинг и развитие, а «маржа» в конкретные автомобили закладывается небольшая, чтобы сделать их относительно доступными (как минимум не сильно дороже бензиновых аналогов в своем классе). 
 
Следовательно, если сверхприбылей нет (а их нет), чтобы направить деньги на исследования, на новый завод, на новые зарядные станции и так далее, их нужно откуда-то взять. И Илон Маск нашел очень простой способ — брать деньги у инвесторов и использовать их на развитие компании.  
 
У любого человека, который умеет считать, может появиться вопрос — а зачем же инвесторы дают деньги, если компания Tesla постоянно терпит убытки и никак не может заработать денег? Правильный ответ на этот вопрос дал еще в середине ХХ века философ Л. Рон Хаббард: «Деньги — это идея подкрепленная доверием». А если разобраться в том, почему крупные и весьма серьезные инвесторы доверяют деньги «убыточной» компании, мы поймем и то, почему относительно скоро ее похоронят. 
 
Начнем с начала, а точнее с первых крупных инвестиций, которые спасли Tesla после провала с их первым автомобилем Tesla Roadster.  
 
Когда компания стояла на коленях, про нее знали только несколько автомобильных экспертов, а большинство статей в прессе смеялись над неудачей с первой машиной, Mercedes (а точнее, компания Daimler-Chrysler) решает поделиться технологиями и деньгами. Причем технологии тут имели даже более важное значение, ведь одно дело разрабатывать собственную подвеску, или даже купить лицензию, а другое получить партнера, который поможет поставить уже готовое решение, проверенное на схожих по массе, мощности и задачам автомобилях и помочь в его подгонке и настройке. В ситуации, в которой была Tesla в то время, это даже более важно, чем непосредственные инвестиции. 
 
И на данном примере мы можем понять как это работает. Маск — это идеалист и фанатик, конечно же в хорошем смысле этого слова. Подобно Стиву Джобсу, который на заре занятия бизнесом мало интересовался прибылями, но крайне заботился о появлении новых технологий и развитии индустрии. Такие как Маск не забрасывают проекты, потому что они не приносят достаточно денег, а доводят их до логического завершения, во имя развития технологии и изменения мира. 
 
Но на том же примере Джобса, мы можем увидеть, что когда мир меняется, все кто интересуется чисто бизнесом, начинают зарабатывать на изменениях. При этом не проходя долгий и ооооочень затратный путь исследований, попыток и испытаний. В свое время недальновидность именно в этом вопросе уничтожила компанию Nokia. Самый сильный игрок рынка мобильных телефонов не распознал будущее, которое пришло и оказался в аутсайдерах. Что было бы с корпорацией, если они подобно Samsung бросили бы свои кнопочные телефоны и вложились в сенсорные аналоги iPhone? Учитывая огромное количество лояльных пользователей и постоянных клиентов, Nokia могла бы сохранить лидерство и ни о каком Samsung (применительно к мобильным телефонам) мы бы и не услышали. 
 
Так вот, Mercedes поддержав Tesla решил инвестировать свои далеко не новые и не эксклюзивные технологии в будущее. Да, на первый взгляд это убыточная затея, но если бы концерн сам занялся разработкой с нуля, это стоило бы значительно больших денег! А тут они наверняка либо продавили решение Маска про открытые патенты, либо уговорили его по ходу работы. Как бы то ни было, основные риски, связанные с испытанием и внедрением новых технологий (включая репетиционные), Mercedes таким образом делегировал Tesla, а все плюсы сможет использовать в тот момент, когда увидит не только стабильный спрос на электромобили, но и рентабельность их производства. 
 
Ведь что мы имеем спустя 8 лет серьезной работы корпорации Илона Маска? Все США и Европа насыщены инфраструктурой для электромобилей, даже в Москве сегодня появилась более-менее вменяемая сеть зарядок. А ведь именно отсутствие инфраструктуры является основным сдерживающим фактором для массового приобретения электромобилей. 
 
Когда инфраструктура будет полностью готова, привычна и понятна покупателю, когда электромоторы большой мощности и батареи большой емкости станут дешевле в производстве, а сама концепция электромобиля перестанет быть уделом отдельных фанатов (пусть даже в мире их десятки тысяч), став чем-то модным, понятным и реальным для людей, тут на рынке появится предложение от Mercedes. Но еще хуже для Tesla, что появятся предложения от других корпораций, с которыми сотрудничает немецкий гигант, включая Fiat (который сегодня владеет такими компаниями как Chrysler, Dodge, Jeep и другие). То есть не премиальный бренд за премиальные деньги, а вполне себе массовые автомобили для среднего класса.  
 
Да, вряд ли они будут такими же быстрыми как Тесла, вряд ли там будет пневмо-подвеска и запас хода в 400 км на одной зарядке. Но даже если разгон до первой сотни будет укладываться в 8 секунд а одной зарядки хватит на уверенные 200 км пробега, эти параметры устроит большинство автолюбителей! И пока угрозу Тесла предрекают со стороны Китая, где уже начали делать клоны за $30000, основная угроза для корпорации исходит от тех, кто все эти годы не давал ей умереть и подпитывал инвестициями. Ведь как только эти инвесторы сочтут рынок готовым, те же деньги они направят в свои проекты, в свои компании, и одной рукой перекроют поток многомиллионных инвестиций, а другой выпустят конкурента. И у этого конкурента не будет детских болячек, по качеству сборки, плохим материалам слабой шумо-изоляции и так далее. При этом новые игроки будут пользоваться инфраструктурой, раскрученным брендом экологичности электромобилей и другими благами, которые Tesla и Илон Маск добывали через большое количество усилий.

И знаете что? Это не хорошо и не плохо. Это умный подход умеющих считать деньги людей. Понимает ли это Маск? Хочется верить, что да. Ведь пока положение дел устраивает всех — Илон развивает компанию и реализует мечту, корпорации и инвесторы экономят деньги на разработке и обкатке технологий, и даже потребитель в итоге выиграет, потому что для конкуренции с Тесла надо предложить что-то, что будет с одной стороны лучше, а с другой чуть дешевле. 
 
Вот в таком мире мы живем. Все порой не такое, каким кажется на первый взгляд. При этом без всякой конспирологии, планеты Нибиру и заговора нефтяников. Ничего сверхъестественного — просто бизнес. Умный бизнес. 
 
Артем Кузнецов

 

Метки: финансы, Tesla, Array
Раздел: Бизнес

Новости по теме

Смотреть все
Презентация APPLE — новые iPhone и… скука
12 сентября 2019
650
Вечером 10 сентября Apple провела презентацию новых устройств, включая новые модели iPhone, iPad и Apple Watch, а также представила новые сервисы. И хотя события ждали, впечатление от него одно &mdash
Никому ненужный имидж
29 августа 2019
1821
На фоне раскручивания таких понятий как «личный бренд», понимания этого явления в обществе не становится больше. Люди продолжают совершать те же ошибки в PR. И дальше речь пойдет об одной
Как миллиард долларов поссорил Disney и Sony
22 августа 2019
1783
Sony не смогли прийти к соглашению с Disney и разрывают контракт на персонажа «Человек-паук». Почему это стало ударом для фанатов Marvel, почему это плохо для кино, и в чем причина на само
Как Huawei победил США?
10 июля 2019
1797
В конфликте Huawei и США, после того как пресса уже похоронила китайскую компанию, похоже победили все-таки Huawei. И хотя потери тоже ощутимы, главный вывод весьма интересен — правительство США
Баланс усилий и результата
20 июня 2019
1833
У меня есть друг — архитектор. Прекрасный специалист по ландшафтному дизайну и очень интересный художник. Один раз я наблюдал, как он делал клиенту фирменный стиль.

Последние новости

Смотреть все
В Сургуте граждан бесплатно обучат основам ведения бизнеса
15 сентября 2019
208
В Сургуте граждан бесплатно обучат основам ведения бизнеса. Образовательные курсы стартует 28 сентября. Организаторы обучения рассказали, что курсы позволят повысить уровень знаний населения в практи
Минфин предлагает отказаться от стимуляции роста доходов россиян
15 сентября 2019
231
В России предлагают отказаться от искусственной стимуляции роста доходов населения. Минфин поднял соответствующий вопрос на Московском финансовом форуме. В РФ заработные платы россиян растут быстрее
В Сургутском районе готовят беспрецедентную меру поддержки бизнеса
14 сентября 2019
381
В Сургутском районе Югры готовят беспрецедентную меру поддержки малого бизнеса. Сведения предоставили представители администрации. За три года благодаря существующим мерам поддержки в районе увеличил
Греф призвал готовиться к новому кризису из-за падения цены на нефть
14 сентября 2019
427
Россию ждет новый кризис, связанный с падением цены на нефть. Соответствующий прогноз глава Сбербанка Герман Греф озвучил на Московском финансовом форуме. «Нельзя заранее подготовиться к эконом
Топилин: Повышение МРОТ затронет 3,2 млн россиян
13 сентября 2019
520
Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин сообщил о том, что повышение МРОТ, о котором сетевым изданием GLOBALMSK сообщалось накануне, затронет 3 200 000 россиян.
Следуйте за нами