13:23
Пробки:   1
$
92.1973
98.4403
Использование биометрических данных. Что банки скрывают от клиентов
Использование биометрических...
Подписка на рассылку

Использование биометрических данных. Что банки скрывают от клиентов

24 февраля 2020
2054
4 мин.
2
Использование биометрических данных. Что банки скрывают от клиентов

Законодательно вопрос использования биометрии в России еще не прописан

Информация о внедрении биометрии получила достаточно широкое распространение. В настоящее время для банковских операций служащие предлагают клиентам предоставить образцы голоса, сетчатки и отпечатков пальцев.

Имеют ли они на это право? Насколько безопасно передавать финансовым структурам подобные данные? Разобраться в теме помогает Александр Клишин – экономист, эксперт по финансам, налогам и банкам.

Личные био-данные и банковская сфера: современные реалии

Чем для населения привлекательна идея применения биометрии в сфере банковской деятельности? Тем, что позволяет пользоваться широким спектром услуг в данной нише, без привязки к месту проживания и без ограничений в выборе клиентских портфелей. Достаточно всего один раз предоставить свои био-данные, и далее можно выбирать максимально выгодные условия сотрудничества с финансовой организацией. Рост конкуренции всегда положительно сказывается на спектре предложений и приносит неоспоримую пользу юридическим и физическим лицам.

Однако в полной мере эта идея еще не реализована ни в одном банке. Большинство учреждений используют био-данные лишь как вспомогательный элемент. А для подтверждения операций по-прежнему необходимо личное присутствие и предъявление российского паспорта.

Пока что в этой сфере лидирует Сбербанк – он единственный добавил функцию подтверждения операций голосом. Пользователю теперь не нужно звонить оператору. Достаточно произнести вслух цифры с капчи: если голос совпадает с предоставленным образцом, операция проводится.

Урегулирование вопроса в правовом поле

Важно знать, что законодательно вопрос использования биометрических данных еще не прописан. Нет никаких норм их использования, хранения и передачи. Отсутствуют правила и схемы действий в случае возникновения претензий у сторон. О широкой судебной практике речь тоже не идет. Нет сотрудников, обученных работать с базами био-данных – в данный момент за это отвечает обычный служащий, не имеющий специальной подготовки и не несущий материальную ответственность за вверенную ему информацию.

Чем это опасно?

1. Пользователи не смогут получить защиту со стороны государства.

2. Нет возможности отозвать свое разрешение на использование био-данных.

3. Высок риск утраты биометрии клиента или передачи ее заинтересованным лицам за вознаграждение.

4. Мошенники получают возможность оформить кредит на цифровую копию человека без его согласия и участия.

Уже на начальном этапе работы с био-данными были зафиксированы различные случаи злоупотребления.

Имеют ли банки право запрашивать биометрию клиентов и нужно ли ее предоставлять

Финансовые организации собирают биометрию полулегально. Напрямую государство этого не запрещает, но и официально старт на ее внедрение еще не был инициирован. Так что предоставление подобной информации – личное дело каждого. Однако спешить в этом вопросе определенно не стоит.

И вот почему:

- ни один из банков еще не перешел полностью на работу с клиентами толькопо биометрическим данным. Следовательно, эта услуга не может быть предоставлена в полном объеме;

- закон не регулирует сферу применения биометрии в финансовых операциях – высок риск столкнуться с нарушениями и злоупотреблениями.

Если в использовании био-данных есть необходимость – например, для портала Электронные Госуслуги, важно максимально сократить цепочку «промежуточных звеньев». То есть, не доверять передачу биометрии сторонним инстанциям, а именно – банку, а предоставить все необходимые образцы лично, напрямую.

Чем обусловлена массовая реклама использования биометрии

Финансовые организации – и государство в целом – преследуют свои цели. Сама идея внедряется в сознание людей не для того, чтобы упростить им схему пользования банковскими услугами или улучшить сферу обслуживания. Ведь никто не спешит упразднять паспорта и разрабатывать законодательную базу для новой формы работы.

Для чего же тогда рекламируют использование био-данных? Суть в том, что госструктуры заинтересованы в сборе всей возможной информации о гражданах, проживающих на территории Российской Федерации. Это позволяет им в полной мере обеспечить контроль над населением.

Несмотря на возможные доводы в пользу того, что наличие биометрии помогает обеспечивать безопасность населения – ведь благодаря ей легко отследить нарушителей закона и предъявить им обвинение – важно помнить о том, что предоставление доступа правоохранительным структурам к подобным сведениям нивелирует конституционное право граждан на защиту личных данных.

Учитывая все вышесказанное, спешить с предоставлением своей биометрии банкам точно не стоит. Лучше подождать, пока вопрос не будет урегулирован на государственном уровне, и только после этого, еще раз изучив все аспекты, принимать решение.

Источник https://rusplt.ru

Персоны1 и Компании1 в новости

Экономист, эксперт по финансам, налогам и банкам
1 место
Сбербанк
1 место
Раздел:

Общественная редакция в Ханты-Мансийске

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8085774973
Умерли за год
55252819
Родились за год
135931714